четверг, 21 февраля 2013 г.

ФИЛОСОФИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО ОБЩЕСТВА

Этимология слова «философия» раскрывает нам суть этого ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ.
Филио – любовь, софия – мудрость. Сколько ликов у любви, столько ликов и у философии, тем не менее, касательно любви – у каждого человека есть своё представление о НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ, а, следовательно, у каждого человека есть своё представление о НАСТОЯЩЕЙ ФИЛОСОФИИ.
Настоящей работой поставлена цель – сформулировать такой представление о «настоящей философии», которое смогло бы найти отклик у всех людей, искренне желающих себе и своим потомкам благополучного будущего в обществе благополучных людей.
Философия в данной работе представляется именно как явление человеческой природы, как продукт извечного желания человека проникнуть в суть вещей и познать истину, при этом определение философии как науки, изучающей наиболее общие законы развития мира и человека, не отвергается, но видится как часть более широкого определения.
Много ли человеку нужно для счастья? Ответы на этот вопрос путника, много дней шедшего в пустыне, и туриста, отдыхающего на фешенебельном курорте, наверняка, будут отличаться. Но суть философии благополучного общества состоит в том, что её обладатель способен в равной степени понять и путника, и туриста в их стремлении к счастью, а также  помочь им в этом их устремлении, даже если кто-то из них стал жертвой банальных заблуждений.
Чем отличается философия благополучного общества от философских изысканий классических философов (материалистов, идеалистов и др.)? В классической философии построение философских конструктов зиждется на утверждении одного из возможных ответов на классический философский вопрос о первичности одного из элементов дуальной пары – материи и сознания (идеи).
В поисках философии благополучного общества мне представляется необходимым уйти от этой классической умозрительной схемы и к этому призывает один неоспоримый факт – за всю историю классической философии человеческое общество всё еще находится в поисках благополучия своего бытия. Но сделать шаг в сторону от устоявшейся философской классики следует, прихватив с собой багаж её наследия, поскольку это наследие тоже есть этап поиска истины и проникновения человечества в суть вещей.
Познаваем ли мир у Канта? Таков один из распространенных вопросов к поступающим в аспирантуру на вступительных экзаменах по философии. Как мне представляется, этот вопрос задается неспроста, поскольку сам Иммануил Кант (родоначальник немецкой классической философии) при поиске ответа на него столкнулся с парадоксом, и парадокс этот можно сформулировать, расширив сам вопрос и сформулировав его несколько определенней: ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЛИШЬ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, ТО СПОСОБНА ЛИ ЭТА МАТЕРИЯ К САМОПОЗНАНИЮ? ИСТИННО ЛИ ТО ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ РОЖДАЕТ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТАКОМ СЛУЧАЕ? НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗНАНИЕ ПЛОДОМ ПУСТОЙ АБСТРАКТНОЙ ФАНТАЗИИ?
Первая группа вопросов, на которые отвечает философия благополучного общества – есть вопросы о том, что такое есть Мир и что есть Человек в этом Мире?
Философы просвещённой Европы по-разному отвечали на этот вопрос. Кто-то утверждал, что МАТЕРИЯ первична и человек есть высшая форма организации материи, которая в процессе эволюционного развития приобрела высшее свойство – сознавать (познавать) окружающую действительность. Кто-то утверждал, что прежде материи было СОЗНАНИЕ (ИДЕЯ о материи), которая и привела к появлению самой материи, пропитав её высшую форму (человека) способностью к познанию мира. Позднее появился третий подход к разрешению вопроса о первичности МАТЕРИИ или СОЗНАНИЯ,  который заключался в том, что материя и сознание, по мнению этих мыслителей, равнопервичны. На этом глубина философского понимания мира в Европе была исчерпана. Справедливости ради, следует отметить, что на Западе были мыслители, которые, обнаруживая несовершенство этих трёх философских конструктов, пытались проникнуть за пределы этих систем философских координат, но, как правило, их изыскания становились так называемым «тайным знанием», которые по правилу таинства могут быть открыты только специально подготовленным «посвещённым» лицам. В связи с чем, анализ данных изысканий я исключил из своей работы, носящей абсолютно открытый, публичный характер.
Изучая человека, человечество построило ряд научных знаний о человеке и человеческом обществе. Анатомия человеческого тела, медицина, психология, социология, политология, экономика, история и, конечно же, юридическая наука. Но, не смотря на обширный объем научных знаний, накопленный человечеством, человеческое общество ни как не может избавиться от таких противоестественных явлений, как войны, убийства, подлость, обман, предательство и многих других. В этой связи сам собой напрашивается вопрос, – достаточен ли рациональный инструментарий познания мира и человека для полноценного понимания бытия, для гармоничного построения благополучия в человеческом обществе?
Второй закон диалектики утверждает, что всякие количественные изменения влекут за собой изменения качественные, и с этой точки зрения вполне возможно предполагать, что достаточно большое число проб и ошибок может привести человеческое общество к гармонии бытья и преодолению тех противоестественных явлений, о которых мы упомянули выше. Но, хватит ли человечеству времени, чтобы пройти этот рациональный диалектический путь? Не поджидают ли на этом временном отрезке испытания, которые способны уничтожить всё человечество, до того, как оно познает гармонию бытия и воплотит её в свою жизнь?
Не имея возможности получить достоверный рациональный ответ на выше поставленные вопросы, поскольку рациональный путь познания требует эмпирического (опытного) подтверждения (а опыт с риском уничтожить себя человечество разумное должно бы отвергнуть), полагаю, что следует прибегнуть и к иррациональному (чувственному, интуитивному) способу проникновения в суть вещей для поиска ответов на них.
На первый вопрос о том, – что есть Мир? Философия благополучного общества отвечает следующим образом: Мир есть бесконечная данность с бесконечным числом мироизмерения. Материя и идея Мира едины и нераздельны, образуя бесконечно гармоничную, живую и вечную данность (в противном случае места для философии благополучного общества в мире просто нет).
Существенным в определении Мира является термин ДАННОСТЬ, иными словами Мир есть то, что нам людям ДАНО. Мир нет необходимости завоёвывать, брать силой (отринув ожидания милостей от природы).
МИР ДАН, ОН ЕСТЬ И ОН НАШ.
(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий